Одна из двенадцати жителей Мирного, кто удостоен государственной награды, – Антонина Павловна Парфенова (на фото).
Ее детство прошло на Смоленщине. Когда девочке было восемь лет – умерла мать, в семье осталось трое детей: Тоня, ее двенадцатилетняя сестра и трехлетний брат. Потом война. К осени сорок первого фашисты оккупировали территорию Смоленской области. После ее освобождения в 1943 году отца Антонины призвали в армию. С фронта он не вернулся. Помогала оставшимся без родителей детям тетя.
Всю свою трудовую жизнь (сорок четыре года) Антонина Павловна посвятила сельскому хозяйству, выполняла тяжелую физическую работу сначала в колхозе, потом в совхозе. Заняться чем-то другим не позволяло образование – четыре класса. В их селе имелась только начальная школа, дальше учиться приходилось в той, что располагалась за пять километров, а дома маленький брат без присмотра, да и зимней обуви у девочки не было. Так и жили…
В Мирный ветеран приехала к дочери и внукам двадцать лет назад. В семье к ней относятся со вниманием и уважением, и она очень ценит эту заботу и тепло.
* * *
Лидия Васильевна Богданова Великую Отечественную встретила десятилетней девочкой. Вместе с семьей она жила в Плесецком районе, в Федовском колхозе.
Жизнь в деревне и в мирное время не бывает легкой, а в голодное военное людям приходилось выживать, много и тяжело работать и надеяться на возвращение с фронта родных. Маленькая Лида помогала маме, не меньше взрослых работала в лесу, в поле. Косила сено, собирала урожай, зимой вязала теплые вещи для фронта. И всё это при весьма скромном питании.
Сейчас, вспоминая о Дне Победы 1945 года, она говорит коротко: «Слезы и радость». Страна победила, вернулся с войны живым брат.
Труженица тыла, Лидия Васильевна внесла свой вклад в общее дело Великой Победы советского народа и в дальнейшем всегда работала на совесть.
* * *
Юбилейную медаль получила и Нина Владимировна Харлан. Когда началась война, ей было 10 лет. В то время она жила в Славгороде Могилевской области в Белоруссии. Немцы захватили город, и первую зиму семье Нины пришлось провести в лесу с партизанами. На вторую зиму детей приютила деревенская семья, хоть и своих там было немало.
В 1943 году, после освобождения Славгорода, вернулись в свой город, но дома не нашли - сгорел. Пришлось жить там, где смогли устроиться. В условиях полной разрухи налаживали мирную жизнь, помимо ежедневных бытовых обязанностей, все девочки и женщины вязали носки для бойцов. Вот такие воспоминания остались у Нины Владимировны о том страшном времени.
* * *
Безрадостными были и ранние годы Валентины Ивановны Пономаревой. Малолетние узники фашистских концлагерей, гетто, тюрем, маршевых колонн и других мест принудительного содержания в детском возрасте в полной мере познали всю тяжесть неволи в фашистской Германии, государствах – союзниках Германии, на оккупированных фашистами территориях СССР и других европейских стран. У детей, оказавшихся в концлагере, было только два варианта судьбы – умереть или вопреки всему выжить.
Валентина Ивановна – выжила. В сорок первом она, шестилетняя девочка, жила с родителями в Петергофе. Отец погиб в начале войны, вскоре бомбежка унесла и жизнь матери. 23 сентября 1941 года Петергоф оккупировали немцы. Валентину и ее бабушку угнали в Германию и разлучили, отправив в разные концлагеря. Испытав на себе весь ад содержания за колючей проволокой, Валя дождалась освобождения. Дальше девочку-сироту ждал детский дом. Но, видимо, судьба, наконец, смилостивилась над ней: в детдоме Валентину разыскала ее бабушка и забрала к себе.
* * *
Такие разные и в то же время во многом похожие судьбы. Тяготы и лишения не смогли сломить ни этих женщин, ни многих других представителей их поколения, благодаря которым наша страна выстояла в годы войны и победила, одолела врага и подняла разрушенное народное хозяйство. Спасибо вам за доблестный труд и истинный патриотизм!