Из академии с победой » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 





Из академии с победой

Опубликовано: 14-11-2014, 09:05

Из академии с победойПризнание и вдохновение привезли педагоги первой школы со Всероссийского открытого форума "Образование: взгляд в будущее"

Всероссийский открытый форум "Образование: взгляд в будущее", ежегодно проводимый Общероссийской малой академией наук, привлекает тех, кому небезразлично будущее школьного образования, развитие человеческого потенциала и внедрение инноваций, ведущих к созданию школы нового типа. Мирнинские педагоги Изабелла Хайруллина и Татьяна Маркова уже не первый год сотрудничают с академией, не раз их педагогические разработки и успехи их учеников были отмечены наградами. Обе они в свое время становились Лучшими учителями России по Архангельской области.

Вот и в этот раз не заставила ждать очередная победа. На конкурсе педагогического эссе, проведенного среди участников форума, заместитель директора по УВР Изабелла Хайруллина стала победителем. Тема эссе, которую она выбрала, - "Миг между прошлым и будущим".  В эссе Изабелла Хайруллина попыталась передать свои личные ощущения от форума, который стал для нее именно тем мигом,  когда меняется все - твой взгляд на вещи, отношение к своей профессии, который может стать для кого-то переломным моментом в жизни. Важно отметить, что педагогическое эссе входит в число испытаний Всероссийского конкурса "Учитель года", и, зачастую, именно оно становится самым трудным пунктом программы.

Особенно интересной для учителей, съехавшихся на форум со всей страны, стала научно-практическая конференция, где каждый из них выступил с докладом, делясь с коллегами своими методическими наработками. Все это позволило обобщить колоссальный опыт учителей страны по следующим направлениях:  модернизация образования, внедрение стандартов нового поколения, развитие информационных технологий и многих других. Основная масса педагогов поделилась интереснейшим опытом в организации исследовательской деятельности с учащимися и методами работы с одаренными детьми.

Кроме этого участники прослушали ряд лекций по актуальным проблемам  образования, приняли участие в мастер-классах и курсах повышения квалификации. Приятным сюрпризом стала встреча с редактором "Учительской газеты", которая в 2014 году отмечает свой юбилей. Каждый участник увез в родной город отреставрированный и распечатанный первый экземпляр газеты, выпущенной еще в 1924 году.

Но не столько подарками и наградами запомнился участникам форум, сколько свежими впечатлениями, которые надолго зарядят педагогов энергией творчества и новыми идеями. Все это благотворным образом скажется на их учениках, ведь для них уроки станут еще интереснее, а познание мира превратится в интереснейшую задачу.

Из академии с победойПроект будущего

Изабелла Владимировна, Вы выступили на форуме с темой "Проектное исследование как подготовка школьников к учебному проектированию в рамках реализации Федеральных государственных стандартов" и, наверное, как никто другой знакомы с проектной деятельностью. Насколько я знаю, это достаточно новое направление для российских школ?

- На самом деле проектная деятельность не нова для нашей страны. Она существовала еще в советские времена. Это из категории хорошо забытого старого. Новым является проектная задача. ФГОС подразумевают проектную деятельность как одну из составляющих развития личности ребенка для того, чтобы научить ребенка учиться. В начальных классах полноценный проект неприемлем  - дети еще не умеют ставить задачи, не умеют выбирать способы действий. Поэтому самым оптимальным является проектная задача, где в самом задании весь алгоритм подробно изложен. Он дается в схематичной форме, и задача ребенка  - выполнить все, создав какой-то продукт, открыть какое-то знание, причем у каждого получается что-то свое.

- Не приведете для примера несколько интересных проектных задач?

- Вот мы, например, в 1-м классе при прохождении геометрических фигур решали небольшие проектные задачи. Даны были, например, треугольники, и, изучив свойства и основные понятия, дети  должны были создать жителя страны. У каждого ребенка житель получался свой, в зависимости от того, как он составлял эти фигуры. Потом мы работали, например, с магическим квадратом - надо было, соблюдая всю этапность действий, создать животное. А при изучении свойств геометрических фигур мы с ребятами работали над составлением загадок. Каждая группа учеников отвечала за определенную геометрическую фигуру, по ней они придумывали загадки, в которых скрывалось само понятие.

- Чем хороша проектная задача для младшего школьника?

- Проектная задача изначально ориентирована на групповую работу, чтобы дети приобретали необходимые коммуникативные навыки, у них происходила социализация. Именно поэтому при выполнении у нас не было скандалов и выяснения отношений в более старших классах, они четко определяли свои роли по предыдущему опыту. Определяли в группе лидера, контролирующего человека, генерирующего, исполняющего, и хорошо работали в связке.

- А дети самостоятельно выполняют исследования? Насколько целесообразно привлекать к этому родителей?

- Дело в том, что есть какие-то определенные проекты, где необходима помощь взрослого. Вот, например, когда мы в первом классе работали с загадками - там необходима была помощь родителей, поскольку группа слабеньких детей искала загадки, а группа сильных ребят придумывала их сама. Потом мы оформили собранный материал в виде книжки-малышки и защищали свой проект.

Из академии с победойВсе зависит от уровня образованности детей, и цель педагога - подобрать такой проект, который подходит ученикам по возрастным особенностям, не надо лезть в какие-то дебри, можно выбрать то, что ученику будет самому интересно. У меня ребята, например, выполняли проекты при изучении деревенского дома, или при изучении, например, истории одежды. Есть у нас такие проекты и по технологии. Дети сами находили описание какого-то стиля в одежде, благо учебники в этом помогают, и затем создавали проект уже самостоятельно - одевали куклу. Или делали проектную работу - брали коробки, упаковочную тару, и каждая группа создавал свой дом. Ученики работали на уроке, во внеурочное время, на переменах, потому что в рамки урока это не поместить. И потом каждый представлял свой проект, начиная с того, какие материалы использовались, каков был план выполнения проекта с включением исторических сведений.

- Можно ли сказать, что за этим будущее в российском образовании?

- Да. В советские времена был предмет трудовое обучение, сейчас его заменил новый предмет - технология. На нем мы изучаем технологические операции и процессы, развиваем технологическое мышление у ребенка, поскольку в быстро меняющемся технологическом мире это крайне необходимо. А профессии, которые сейчас необходимы, и на которых правительство акцентирует внимание, это не экономисты и юристы, как было в недавнем прошлом, а инженерные специальности. Поэтому проектная деятельность, исследовательская деятельность и дает возможность развиваться в этом направлении.

- Проектная деятельность в зарубежных школах  развита очень хорошо. Вы знакомы с их опытом? На каком уровне находятся наши школы?

- В общем-то, если брать проектную деятельность в обобщенном виде в России, то можно сказать, что она очень широко используется и широко распространена. Другой вопрос - отдельно взятое учебное заведение. Не каждый педагог захочет так работать, поскольку это сложно, гораздо проще провести урок, репродуктируя знания детям. Очень трудно выстроить такое занятие, где должна быть четко обозначенная проблема. Для этого надо детей учить ставить цели, учить вычленять, ставить перед собой задачи, искать способы решения этих задач, работать самостоятельно с потоком информации. Легче просто дать знание.

Но проектная деятельность, в общем-то, осуществима везде. Я однажды встретила на конкурсе учителя химии из коррекционной школы. Его ученица выступала по теме изразцы. Ну, казалось бы, химия, что можно придумать нового, кроме опытов. Но они изучили историю, они изучили интерьер, они изучили технологию изготовления и даже вычленили всю химическую формулу. Простая керамическая плитка стала целым проектом.  Для ребенка это действительно непознанное.

Проекты возможны везде, в любом предмете, и все зависит от педагога - он должен быть творческим, ищущим и должен идти в ногу со временем, поскольку проектная деятельность лежит в основе ФГОС второго поколения, которые на сегодняшний день внедрены во всех начальных школах России во все четыре года обучения. Пилотные площадки у нас - 5-6 классы, в городе это 3-я школа, а с 1 сентября 2015 года все школы переходят на эти стандарты. Это неизбежный процесс, учителям будет необходимо, конечно же, подстраиваться и работать именно в этом ключе, поскольку невозможно соответствовать новым стандартам с репродуктивными методами обучения.

Лилия Хлебникова

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Версия для слабовидящих



Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса




 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
ГО «Мирный» © 2005-2023 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика