Учителя-мужчины - редкое явление в современной школе. Хотя так было не всегда. Еще в царской России большинство учителей было мужского пола. И во времена античности, и в Средневековье учителями были мужчины. В настоящее время профессию педагога традиционно принято считать в большей степени «женской», но это не совсем верно. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь, недостаток мужского воспитания в школе, по мнению психологов, оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка
Ни для кого не секрет, что методы работы учителя-мужчины и учителя-женщины значительно отличаются друг от друга, причем школе в равной степени нужны и те, и другие. Мужчины в большинстве своем предпочитают свободную импровизацию, что может вылиться в интересную дискуссию или неожиданный поворот в ходе урока. Мужчины, как правило, более амбициозны, но при этом каждый осознает, что его знание не абсолютно, и что он может ошибаться. Мужчины чаще умеют признаваться в своих ошибках и в незнании чего-то. Их, возможно, далеко не все устраивает в нынешней школе, поэтому они предпочитают иные пути достижения жизненных целей.
И все-таки мужчины в образовании быть должны. И они есть. В нашей школе работает такой человек – учитель ОБЖ Маценок Александр Валентинович. Предмет ОБЖ имеет свои особенности - он переводит все теоретические знания школьников в область практики. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому в своей педагогической деятельности Александр Валентинович большое внимание уделяет культуре безопасности молодого поколения, учит школьников жить в условиях современной цивилизации, бережно относиться к истории своей семьи, общества, государства. На своих уроках Маценок А.В. старается привить ученикам сознательное и ответственное отношение к окружающей действительности, а также сформировать у них способность сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных условиях. Время показывает, что знания, полученные на его уроках, хоть раз в жизни применяет на практике каждый.
Общество теперь ставит перед учителем все новые задачи, решить которые без глубоких и обширных знаний просто невозможно. Александр Валентинович постоянно совершенствует свои профессиональные умения: в 2008 году он прошел обучение на курсах гражданской обороны, имеет сертификат, подтверждающий повышение его квалификации в Академии учителей Microsoft, удостоверение Центра обеспечения мероприятий гражданской защиты Архангельской области. И его ученики с нетерпением ждут любимых занятий, с желанием осваивают новое, ведь каждый раз на уроках ОБЖ затрагиваются такие необходимые в сегодняшнем мире истины: честь, ответственность, взаимопомощь, умение дружить, быть членом коллектива. У Александра Валентиновича получается объяснить даже самый сложный материал на одном дыхании: он способен найти ключик к любой детской душе, воспитывая в учениках не только умение безопасно жить, но и самостоятельно принимать важные решения.
Важнейшим условием успешного обучения детей Маценок А.В. считает индивидуальный подход к учащимся, широко применяет технологии личностно-ориентированного обучения, умеет искать вместе с учениками новую информацию, заниматься проектной деятельностью. В этом его роль, как учителя ОБЖ, особенно важна, поэтому работа для Александра Валентиновича – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения.
Также Маценок А.В. участвует в организации занятий по ГО с работниками школы, в обеспечении функционирования образовательного учреждения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций, в проведении практических занятий и тренировок по действиям в экстремальных ситуациях.
В марте 2012 года Маценок А.В. стал лауреатом областного конкурса педагогического мастерства «Учитель года» в номинации «Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД». Данная номинация в этом престижном конкурсе заявлена впервые, и Александр Валентинович умело продемонстрировал все яркие грани своего педагогического таланта. И это закономерно - когда дело доходит до соревнования, а все-таки «Учитель года» – это и есть соревнование, представители сильного пола проявляют все свои бойцовские качества и чаще добиваются победы. А это значит, что победил Учитель, настоящий мужчина, педагог, отдающий своим подопечным частицу собственной души, поскольку именно он закладывает фундамент в ученических сердцах, на котором впоследствии строится все.
Марина Смирнова, МБОУ СОШ №1