Семинары по проблемам детей с ОВЗ прошли в Мирном при поддержке прихода храма, администрации города и общественной организации «Радуга»
16 марта в администрации Мирного прошел семинар для педагогов и педагогов-психологов образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования города по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Наталья Кукушкина и Екатерина Головушкина - сотрудники детского медико-педагогического центра «Стокли» (г. Вологда) - рассказывали о стереотипах в отношении инвалидности и о том, как начав лично с себя, можно изменить отношение общества к «особенным» людям.
Люди склонны бояться того, чего они не знают. И в отношении к людям с инвалидностью в нашем обществе существует много стереотипов от «это заразно» и «это тяжелые в общении люди» до «настоящий герой, преодолевший все сложности своего недуга». А люди с ограниченными возможностями здоровья на самом деле не хотят повышенного внимания к себе: ни жалости, ни опеки, ни восхищения. Они хотят быть самыми обычными людьми…
Человек с ограниченными возможностями здоровья – это в первую очередь ЧЕЛОВЕК. Он - не «инвалид», а «человек с инвалидностью». Некорректно употреблять слово «Даун» (это фамилия ученого, описавшего синдром), лучше будет сказать «человек с синдромом Дауна» (по аналогии с «человек с чемоданом»). Не «колясочник», а «человек на инвалидной коляске». Не «ДЦП-шник», а «человек с ДЦП». Не «дебил», а «человек с особенностями ментального развития».
Недопустимо в присутствии человека с инвалидностью говорить о нем в третьем лице или обращаться только к его сопровождающему. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы чего-то не поняли. И, уж тем более, не кидайтесь «помогать», если вас об этом никто специально не просил.
Самая лучшая помощь людям с ограниченными возможностями здоровья – это не «жалость», а информирование общества и создание комфортных условий. В том числе – и в образовательных учреждениях. Тема современных реалий инклюзивного образования стала для педагогов поводом к продолжительной дискуссии.
На семинаре было много игровых заданий, во время которых педагоги смогли почувствовать себя людьми с расстройством аутистического спектра, нарушениями моторики, речи, зрения. Как это: застегнуть пуговицы на рубашке, если ты в толстых перчатках? А как рассказать стишок, если рот полностью забит зефирками? И то, и другое – реально, но выполнение заданий требует больше времени и сил.
Люди с инвалидностью – не «хуже» и не «лучше» нас, просто все люди – разные, со своими особенностями. Так и должно быть.
Специалисты центра «Стокли» также поделились своим опытом проведения «Уроков Доброты» в школах Вологды.
Вечером того же дня в духовно-просветительском центре (воскресная школа) состоялся семинар для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью.
Анна Эмке