Конкурс проводится среди обучающихся школ и учреждений среднего профессионального образования в целях сохранения исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Участникам предлагается отразить в своих конкурсных работах факты преступлений врага в отношении детей, уничтожения душевнобольных, карательных операций против мирного населения, угона на принудительные работы; рассказать о своей семье в годы войны. Форму сочинения авторы выбирают самостоятельно: это может быть рассказ, притча, письмо, дневник, очерк, интервью и т.д.
На рассмотрение жюри муниципального этапа в Мирном было подано девять работ от учеников пятых-одиннадцатых классов.
Лучшими были признаны сочинения Дарьи Вакуриной, шестиклассницы средней школы № 4, Артема Шехина, который учится в восьмом классе двенадцатой школы, и Полины Соиной, ученицы десятого класса четвертой.
Дарья выбрала направление «Моя семья в годы войны: путь к Победе (к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне» и рассказала о своем прапрадеде Шульгине Петре Степановиче, служившем в отдельной инженерно-саперной бригаде и погибшем в 1944 году, и прапрабабушке Анне Кузьмовне, которая в военные годы выращивала лошадей для фронта, за что и была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Девочке рассказала о них ее прабабушка, дочь Петра Степановича и Анны Кузьмовны: «Мама очень любила петь и нам говорила: «Пойте, девки. Хорошая песня - это та же молитва». Вот я и пою в память о маме и отце».
Полина Соина обратилась к теме трагедии и подвига мирного населения в произведениях искусства. Будучи в Архангельске, она увидела необычную скульптурную композицию: «В основе памятника – образ пирса, по которому идут дети: мальчик-юнга и девочка, везущая сани с рыбой», - пишет Полина. Это побудило ее больше узнать о том, как подростки помогали фронту и работали в тылу – собирали рыбу на морском побережье, заготавливали водоросли и ягоды, трудились на предприятиях. «И сколько было таких детей, которые наравне со взрослыми совершали подвиг. И об их героизме мы обязаны рассказывать, чтобы все знали и помнили, каким трудом была завоевана великая Победа!» - завершает свое сочинение старшеклассница.
Пронзительный рассказ с названием «Исцеление» написал Артем Шехин. Он поднимает острый вопрос: что должны современные дети знать о войне, стоит ли в их обучении и воспитании уделять столько внимания событиям восьмидесятилетней давности? Главная героиня Марина меняет свою точку зрения после рассказа бабушки Антонины Семеновны, чье детство прошло на оккупированной немцами территории и которая стала свидетелем гибели своего друга: «Васю затолкали в мешок, привязали к колодезной веревке и под гогот фрицев опускали в колодец. А потом снова поднимали. Вася скоро захрипел. И вдруг… всё затихло… Время будто остановилось. Я увидела из окна, как немцы вытряхивают тельце Васи из мешка. Эти несколько минут тишины стали самыми страшными в моей жизни, я никогда не сотру их из памяти…»
Работы победителей муниципального этапа рассмотрит жюри следующего этапа, регионального. В случае успеха их авторы будут соревноваться с соперниками уже со всей страны. В прошлом году ученице школы № 12 Марии Сухановой удалось добиться победы на уровне области и призового места на общероссийском этапе.