Тридцать два школьника стали участниками очного тура городского конкурса творческих и учебно-исследовательских работ – мультимедийных проектов «Моя малая родина». Это ежегодное мероприятие проводится в целях привлечения обучающихся четвертых-восьмых классов общеобразовательных учреждений к исследовательской деятельности в науке, для выявления и поддержки способных и одаренных детей, а также воспитания творческой личности, духовно связанной с культурой и природой Северного края. Направления, предлагаемые для изучения, - это история, краеведение, экология, география, биология, литературоведение.
Надо сказать, что темы, над которыми работают школьники, ежегодно отличаются разнообразием и интересны сами по себе, это отмечают даже опытные педагоги – члены жюри. В этом году, в частности, им рассказали про одомашнивание мха, быт и уклад поморской семьи, причинах основания Кенозерского национального парка и многом другом. Теоретическая часть обязательно сопровождалась практической: ребята проводили наблюдения, ставили опыты, анкетировали сверстников.
В секции «Литературоведение» говорили не только о книгах, хоть и без них, конечно, не обошлось. Дарья Сущевская и Валерия Молчанова, например, посвятили свое выступление суффиксам русского языка, встречающимся в названиях топонимов Плесецкого района. Девочки, глядя на карту, тщательно собрали названия деревень, городов, озер и рек, нашли у них общие признаки, углубились в происхождение слов.
Валерия Ялышева озадачилась вопросом: нужна ли буква Ё современному человеку? Она изучила историю появления этой буквы в русском алфавите, частоту ее использования в прежние времена и в современной печати, привела примеры, когда использование Е вместо Ё может привести к двусмысленности.
Анастасия Коноркина и Мирослава Пермиловская обратились к детской литературе. Их интересовало, каким современные писатели видят и представляют в своих книгах образ бабушек. Как рассказали конкурсантки, их выбор объясняется тем, что бабушки играют большую роль в воспитании внуков, поскольку родители бывают слишком заняты, поэтому и в литературных произведениях для детей зачастую бабушки – в числе главных героев. Девочки взяли для анализа четыре произведения, как отечественных авторов, так и зарубежных, и сделали вывод, что, несмотря на различия в менталитетах, традициях и укладе, добрые родственные отношения между старшим и младшим поколением, искренняя привязанность присущи жителям разных стран, что находит отражение в литературе.
Все три перечисленных выше доклада удостоились максимальных оценок жюри, которое при выставлении баллов учитывало не только содержание исследовательской работы, но и теоретическую и практическую значимость исследования, логику изложения, умение пользоваться наглядными пособиями и др.
Также победителями конкурса в своих номинациях стали Василиса Дьякова (тема работы: «Путешествие по городу»), Артем Тамкович («Одомашнивание мха»), Сергей Козловский («Наушники влияют только на слух?..»), Дмитрий Удовыдченков («Экологическое состояние воды в водоемах г. Ливны Орловской области»), Павел Харитонов («Тайны сот»), Ульяна Мышеловская («Были о пыли»), Матвей Семенов («Как балалайка (трехструнная певунья) до нас дошла»), Варвара Сатина («О чем говорят монеты»).
Победителей и призеров конкурса наградили грамотами МУ «Управление образования и социальной сферы». Благодарности управления получили научные руководители школьников.
Лилия Петренко