Общественная организация «Радуга» реализует социальный проект, направленный на реабилитацию и социальную адаптацию детей с инвалидностью. Благодаря нему педагоги города расширяют свой опыт работы с особенными детьми.
Проект «Все лучшее – детям!», получивший поддержку Фонда Президентских грантов, предусматривает проведение особенным детям процедур биоакустической коррекции (БАК). Кроме ребенка курс БАК проходит и один из родителей – для поддержки психоэмоционального состояния. Но только лишь биоакустической коррекцией проект не ограничивается. Родители, например, могут получить помощь психолога, дети – иппотерапию на тренажере, заменяющем живую лошадь. Значимую часть проекта составляют индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом.
- Когда мы начали работать над тем, чтобы воплотить красиво написанный на бумаге проект в жизнь, то в реальности оказалось все далеко не так гладко, - рассказала координатор проекта Татьяна Демченко. – Нелегко было найти людей, которые бы согласились тратить свою энергию, силы, нервы на, скажем так, непростых, сложных, а иногда и очень сложных деток. Даже те специалисты, которые имеют специальное образование, не всегда готовы получать практические навыки работы по своему диплому. Потому что всем хочется иметь реальный, видимый и относительно быстрый результат от своей работы, чтобы погладить себя по головке: вот какой я молодец, научил Юлю, там, или Петю с недоразвитием речи, выговаривать «Л» и «Р»…
С особенными детьми, считает Татьяна, все по-другому. Их надо любить. В них надо видеть необычного человека, а не необычный диагноз. А еще в них надо обязательно верить. Как верят педагоги, сотрудничающие с «Радугой».
Дарья Стороженко, учитель коррекционного класса и дефектолог 3 школы, первая откликнулась на призыв общественной организации поучаствовать в социальном проекте «Все лучшее - детям!». По ее словам, опыт работы с особенными детьми у нее был, но только с ребятами школьного возраста. С малышами Дарью Валерьевну познакомила именно «Радуга».
- Каких-то страхов, связанных непосредственно с детьми, у меня не было, - признается она. - Мне кажется, это один из принципов моей профессии - не бояться. Честно говоря, казался необъятным объем работы. Но первая группа детей оказалась очень интересной, как по возрасту, так и по составу, поэтому время пролетело быстро, и даже было жалко расставаться.
В настоящий момент Дарья Валерьевна работает уже с третьим набором детей. Она не скрывает, что трудности есть:
- Непросто найти подход, например, к ребенку с ранним детским аутизмом. Раньше у меня такого опыта не было. Конечно, помогает литература, интуиция и сам ребенок. Он заставляет тебя много размышлять, изучать материалы, знакомиться с новыми техниками, За время курса и со мной происходит своего рода интенсив - я много думаю, двигаюсь вперед как специалист. И, конечно же, верю в то, что все не зря.
Логопеды-дефектологи Анна Демина и Нина Долгова работают в паре. За их плечами тоже два курса занятий в рамках проекта, в мае начнется третий. Анна Борисовна, педагог детского сада № 4, никогда не сталкивалась с особенными детками – разве только во время прохождения институтской практики. Но попробовать хотелось, не зря ведь училась! Попробовала – и не пожалела.
- В первый раз, с первым набором детей, конечно, было волнительно. Я не знала, какую программу подобрать, что именно подойдет в каждом конкретном случае. Детям, которые были у меня на втором курсе, я заранее подобрала уже по 4 программы, в зависимости от нарушений. А при встрече определилась, с чем будем работать.
По словам Анны Борисовны, приобретать опыт в проекте «Все лучшее – детям!» ей помогают консультации ее коллеги по основному месту работы – медицинского психолога. Без такой поддержки, в одиночку, было бы гораздо сложнее. В то же время она очень благодарна судьбе за знакомство с «Радугой»: «Я здесь не только отдаю, но и очень много получаю взамен. У меня такое ощущение, что я попала в семью… Всех очень люблю – и детей, и родителей!»
Нина Владимировна Долгова работает логопедом в детском саду № 9 и дефектологом в школе № 4. Нельзя сказать, что до проекта у нее совсем не было опыта работы с особенными детьми. Во всяком случае, дети с ограниченными возможностями здоровья – это ее ученики в школе. Расстройства аутистического спектра для нее тоже не новость. Но, как сама она говорит, даже в рамках одного диагноза или нарушения каждый ребенок – индивидуален. Одинаковых нет. Поэтому знакомство с «радужными» детками ей очень многое дало. Как и знакомство с их родителями.
- Я искренне восхищаюсь родителями, их упорством, жизнестойкостью. У них есть чему поучиться. То, что они не опускают руки, не успокаиваются на достигнутом, вдохновляет меня на работу. Как и сами дети – несмотря на имеющиеся ограничения, они очень стараются. Я это вижу. И я надеюсь, что буду полезна им. Вместе мы – сила!
Все педагоги, примкнувшие к проекту «Все лучшее - детям!», собираются вести его до конца. Да и после проекта надеются продолжить свое сотрудничество и просто дружбу с «Радугой». Как говорится, один раз придя в эту организацию, люди остаются с ней навсегда. Что касается пользы для детей с особенностями, которую несет этот проект, то она, безусловно, есть.
- Наши родители отмечают положительные результаты, - говорит по этому поводу координатор Татьяна Демченко. – Другое дело, что людям, далеким от такого понятия как «инвалидность», они могут показаться малозначительными. Новый звук, слог, фраза, жест, поведенческие изменения – это вроде бы не так много. С другой стороны, когда идешь к этому годами, значимость результата воспринимается иначе.
По словам Татьяны Александровны, нельзя умалять и роль других специалистов, которые так или иначе работают с особенными детьми за пределами рамок проекта «Все лучшее – детям!»:
- Наши дети ходят в садик, в школу, в студии развития, мы возим их в реабилитационные центры, на всякие массажи, процедуры, занятия физкультурой, мероприятия и так далее. Каждая семья использует различные способы помощи своему ребенку – насколько позволяет семейный бюджет. Все это вместе позволяет нам не стоять на месте, а двигаться вперед – может быть, медленно, но верно. Поэтому социальный проект «Все лучшее – детям!» играет лишь одну из ролей в спектакле под названием «Жизнь наших детей». Но эта роль так же важна, как и другие. Ведь море тоже состоит из капелек…
Елена Иванова