Своеобразным итогом ежегодной деятельности педагогов Мирного является городской конкурс методических разработок на тему «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков». Конкурс направлен на выявление и распространение лучшего опыта в работе по воспитанию детей, сохранению и развитию духовных, исторических и культурных ценностей, повышению уровня этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей
В этом году конкурс прошёл в десятый раз. Во время заочного этапа оргкомитет, в состав которого вошли специалисты городского отдела образования, рассмотрел шестнадцать работ (конкурсные материалы принимались с 25 октября по 30 ноября). Наибольшую активность проявили педагоги дошкольных образовательных организаций, их работ – четырнадцать; одну работу представила третья школа и одну - Детская школа искусств. Конкурс проводился по номинациям: «Духовно-нравственная культура», «Толерантность», «Будьте добрым и человечным». Участникам необходимо было представить опыт работы за 2017-2018 учебный год.
По условиям конкурса, к участию в очном этапе допускаются работы, набравшие не менее восемнадцати оценочных баллов. Таких в этом году оказалось девять работ, они и были представлены аудитории во время очного этапа конкурса, который прошёл в форме семинара 12 декабря в 1 школе.
Темы представленных методических разработок были самые разные. За коротким выступлением (по регламенту на это отводилось 5-7 минут) – дни, недели, месяцы и годы кропотливой и вдумчивой работы педагогов. Целевая аудитория конкурсантов – дети, от младшего до подросткового возраста, а значит, учить их надо по-особенному, доступно рассказывая о житейских понятиях и духовных ценностях.
Педагоги в процессе своей деятельности разрабатывают и реализуют множество краткосрочных и долгосрочных проектов. Согласитесь, в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования ребёнок получает весомый объём знаний; нельзя недооценивать влияние педагогов на формирование мировоззрения взрослеющего человека и его дальнейших жизненных ориентиров. Всё, что «выносит» ребёнок с любого ежедневного занятия или урока, станет основой, фундаментом его дальнейшей, взрослой жизни. Вот почему в педагогической деятельности нет мелочей. На семинаре по духовно-нравственному воспитанию это было очень заметно.
Так, воспитатель Марина Пятовская (МКДОУ № 7 «Чебурашка») представила проект «Хлеб всему голова». Его цель - обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитать бережное отношение к хлебу.
Воспитатель этого же детского сада Лариса Танцырева ко Дню пожилого человека реализовала с воспитанниками подготовительной группы проект «Улыбка в открытках», направленный на формирование уважения к пожилым людям, понимание их проблем и путей их решения. Изготовленные своими руками открытки были переданы бабушкам и дедушкам из отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов ГУ «Плесецкий КСЦО» (пос. Североонежск). Так дети и взрослые дали понять пожилым людям, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми.
Яркими событиями отмечен проект педагогов Оксаны Григорьевой и Натальи Масловой из Детской школы искусств «Святой вечер». Его главная цель - приобщение детей к народным традициям. Педагоги ДШИ активно включились в социальный проект храма Архистратига Михаила «Дом семьи», победителя конкурса Фонда президентских грантов и провели несколько совместных мероприятий. Многие горожане в течение года побывали на них в роли зрителей или участников.
Елена Земцовская, воспитатель из 8 детского сада «Золотой ключик», рассказала о проекте «Иоанн Кронштадтский. Сердце – Христу. Жизнь - ближним». Елена Александровна родилась в селе Суры, там же, где и всероссийский батюшка, поэтому она с любовью и особым чувством знакомит детишек со своим земляком и его благородными поступками.
Воспитатели этого же детского сада Наталья Кезик и Татьяна Губина проделали огромную работу по реализации проекта «Наполни сердце добротой». Проект состоит из множества мероприятий, в которые активно вовлекались и родители воспитанников. Авторы творчески подошли к презентации своей работы перед аудиторией – на сцене они предстали в образе Буратино и Черепахи Тортиллы.
Масштабным можно назвать и проект воспитателя Анастасии Старицыной (8 д/с) «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста». На занятиях Анастасии Романовны дети узнают о том, что люди бывают разные по национальности, цвету кожи, состоянию здоровья, с разными интересами и предпочтениями. Это не значит, что кто-то лучше или хуже, и надо быть терпимыми друг к другу, уважать и понимать окружающих.
Единственный представитель от школ города - учитель начальных классов Татьяна Степаненко (МКОУ СОШ № 3) представила программу «О Родине прекрасные холсты». Данная программа рассчитана на детей от 4 до 11 лет. Содержание программы состоит из четырёх сквозных блоков: «Уголок России – отчий дом», «Богата область Архангельская наследием великим», «О «богатырях» русских», «Люблю природу русскую». Дети познают мир через рисунок с предшествующим изучением той или иной темы, а их в программе Татьяны Владимировны – великое множество.
Много интересного прозвучало в тот день из докладов участников конкурса. Поистине, мирнинские педагоги – это кладезь духовно-нравственных идей. Каждый день, год за годом, они зажигают искорки добра в душах детей, учат их дружить друг с другом, уважать старших, бережно относиться к природе и животным и многим другим, полезным качествам. Жаль, что в последующем эта эстафета добра у некоторых людей прерывается, а росточки любви и великодушия чахнут… Иначе, откуда бы в мире было столько зла и несправедливости?
После выступлений докладчиков ведущий специалист отдела образования Ирина Гиясова предложила всем участникам семинара поучаствовать в экспертной оценке представленных работ. Для голосования были выданы стикеры, каждому по девять штук (по количеству финалистов). Около папок с методическими разработками лежали конверты, куда и нужно было положить стикер-голос. Ирина Ивановна поблагодарила участников конкурса за активность и профессионализм, сказав, что все, кто имеет отношение к воспитанию детей, должны быть очень осторожны и внимательны к своим подопечным. К сожалению, сегодня материальные ценности преобладают над духовными, отсюда происходит искажение таких важных понятий, как милосердие, великодушие, сострадание, любовь и уважение. Окончательно не растерять их помогают своей деятельностью педагоги.
Итак, наибольшее количество баллов получили работы учителя начальных классов из 3 школы Татьяны Степаненко «О Родине прекрасные холсты» и преподавателей ДШИ Оксаны Григорьевой и Натальи Масловой «Святой вечер». Среди детских садов призовые места заняли: проект «Я, ты, он, она – вместе дружная страна» педагогов Татьяны Бочко, Ирины Поповой, Екатерины Старцевой из 1 детского сада «Ромашка»; проект «Улыбка в открытках» воспитателя Ларисы Танцыревой (7 д/с); проект «Хлеб – всему голова» воспитателя Марины Пятовской (7 д/с) и проект «Дружба, доброта шагают рядышком всегда» воспитателя Натальи Федориной (8 д/с).
Так же, как и в прошлые годы, опыт работы всех участников конкурса будет обобщён и внесен в городской банк педагогической информации. За десятилетия в нём собран уникальный опыт работы по воспитанию детей, сохранению и развитию духовных, исторических и культурных ценностей. Имеющимся архивом по желанию смогут воспользоваться педагоги образовательных учреждений города.
Людмила Корепанова