Одной из традиций педагогического сообщества России стало проведение конкурса педагогического мастерства «Учитель года». Мирный ежегодно присоединяется к этому интеллектуальному состязанию, в котором принимают участие школьные учителя и воспитатели мирнинских дошкольных образовательных организаций; в этом году таких четырнадцать. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в условиях внедрения ФГОС, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе. Сегодня в школах и детских садах активно осваивают новые методики преподавания, стараются идти в ногу со временем и давать не только качественные, но и современные знания, а свой опыт педагоги представляют на конкурсе. Кстати, на всероссийском уровне конкурс «Учитель года» пройдёт уже в двадцать девятый раз и объединит участников из восьмидесяти трёх регионов страны.
Приём документов на городской этап конкурса оргкомитет начал еще в конце октября. Участниками могли стать все педагогические работники образовательных организаций, реализующих программы общего и (или) дошкольного образования, стаж педагогической работы которых не менее трех лет
Уроки – это не скучно
Восемь учителей из четырёх школ города приняли участие в городском этапе конкурсе. За три дня участники провели открытые уроки, мастер-классы и творческие презентации системы работы. Очередность выступлений определяли с помощью жеребьевки.
Во время мастер-класса педагоги демонстрировали инновационные, наиболее эффективные технологии, формы, средства, приемы обучения и воспитания, авторские находки и идеи, применяемые в собственной деятельности. Так, учитель истории из 4 школы Александр Папушин назвал свой мастер-класс «Быт Архангельского Севера (конец XIX – начало ХХ века), страницы региональной истории». Для Александра Николаевича эта тема не нова, он уже давно использует краеведческий материал регионального содержания в своей работе. В качестве наглядных пособий для своих уроков учитель использует экспонаты историко-краеведческого музея имени А.П. Огаркова из поселка Савинский. Коллегам, присутствующим на мастер-классе, Александр Николаевич предложил поучаствовать в краеведческой викторине «Люблю тебя, мой край родной!». Заранее на столах он разложил старинные предметы быта, а участникам предложил назвать представленные экспонаты и определить, где они использовались. Задание оказалось не из простых, ведь в современном обществе эти предметы не используются - острога, подпруга, щеть, братыня, копачка (грабарка), светец, рубель и валёк. Собравшиеся узнали о предназначении каждого предмета, поговорили об укладе жизни изучаемого периода времени.
Еще одним конкурсным заданием стал открытый урок, который педагоги проводили в незнакомом детском коллективе. Это позволяет оценить умение учителя работать с детьми и интересно подавать материал. Такие уроки прошли с учениками со второго по девятый классы.
С самыми маленькими учениками, второклассниками, встретилась Ирина Киприянова, учитель из 4 школы; тема её урока - «Дифференциация звуков и букв С-Ш в слогах, словах и словосочетаниях».
Урок «Animals (Животные)» для третьеклассников провела Ирина Поляченко (4 школа).
Уроки по предмету «Окружающий мир» - «Насекомые – знакомые и незнакомые» и «Права человека» для четвёртых классов провели Ольга Сталева (3 школа) и Татьяна Алютина (12 школа).
Светлана Бухарина (1 школа) представила урок литературы «Тайна «Корзины с еловыми шишками» для пятого класса.
Урок по математике для шестого класса «Новогодние хлопоты: повторение действий с обыкновенными дробями» подготовила Ирина Ершова (1 школа).
С восьмым классом встретилась Мария Мышеловская (12 школа). Свой урок по геометрии она назвала «Площадь».
Историк Александр Папушин (4 школа) подготовил урок «Февраль – октябрь 1917 г. Строительство советской власти (Революция на Архангельском Севере)» для 9 класса.
На завершающем этапе жюри изучили творческие мультимедийные презентации системы работы педагогов.
Члены жюри долго совещались, прежде чем определить победителей и призеров конкурса, и все же в их число вошли:
1 место - Татьяна Алютина, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 12
2 место - Мария Мышеловская, учитель математики МКОУ СОШ № 12
3 место - Александр Папушин, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 4
3 место в номинации «Коррекционный педагог-2017» заняла Ирина Киприянова, учитель-логопед МКОУ СОШ № 4.
Людмила Корепанова
Педагог, наставник, друг
Участниками городского этапа конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель года» стали шесть лучших представительниц дошкольных учреждений Мирного. Вступить в борьбу почетное звание лучшего воспитателя - это уже большой шаг, требующий огромной творческой и временной отдачи.
В этом году в конкурсе приняли участие: воспитатели Елена Клусевич, детский сад № 2; Олеся Лещинская, детский сад № 6; Марина Глущевская, детский сад № 8; Татьяна Буркова, детский сад № 9; Татьяна Назарова, детский сад № 4 и музыкальный руководитель Татьяна Бусел, детский сад № 5. Каждая из них прошла три этапа конкурсных мероприятий.
Первый - творческая защита системы работы конкурсанта и перспектив ее совершенствования (заочный этап). Педагоги дошкольных учреждений представляли свои работы в печатном виде. Второй этап - открытый урок с детьми, причем возрастную группу определяли сами конкурсанты, но проводилось занятие в незнакомом для педагога коллективе. В завершении каждый участник проводил самоанализ проделанной работы.
Так, например, воспитатель детского сада «Сказка» Татьяна Буркова вместе с воспитанниками второй младшей группы отыскали известных персонажей из сказки «Колобок», выполняя различные задания лесовичка-боровичка. Так как работа велась с самыми маленькими, большая часть упражнений были направлены на развитие мелкой и общей моторики.
А воспитатель «Северяночки» Татьяна Назарова отправилась со своими подопечными в мастерскую к Деду Морозу через сказочный лес. Малыши увидели, как прячется лиса в норе, как спит медведь в берлоге и даже погладили пушистый хвостик белочки, спрятавшейся в дупле дерева. Придя в мастерскую к главному новогоднему волшебнику, ребята с большим удовольствием принялись украшать игрушки.
Необычным получился открытый урок у музыкального руководителя из детского сада «Теремок» Татьяны Бусел. Педагог с помощью самых обычных предметов учил ребят различать звуки на шумовые и звуковые, а простая вода и стеклянная посуда в руках детей смогли передать журчание ручейков и шум дождя. В основном, все открытые уроки направлены на познавательное и речевое, а также художественно-эстетическое развитие детей. Другими педагогами были проведены открытые уроки: «Мы, матрешки, вот такие крошки» - Елена Клусевич, детский сад № 2; «Путешествие в сказочную страну» - Олеся Лещинская, детский сад № 6; «На лесной полянке» - Марина Глущевская, детский сад № 8.
Третий этап, наверно, является самым интересным, потому что на нем конкурсанты демонстрируют инновационные, наиболее эффективные технологии, формы, средства и приемы беседы с родителями и коллегами. Насколько неординарный получится мастер-класс, зависело от фантазии и творческих способностей педагогов.
Воспитатель из детского сада «Солнышко» провела мастер - класс «Использование развивающих игр и пособий по ознакомлению детей раннего возраста с матрешкой», перекликающийся с темой открытого урока.
Воспитатель дошкольного учреждения «Радуга», вооружившись пластмассовыми ложками, кусочками ткани, нитками и другими инструментами, создавала героев сказки «Репка» в рамках мастер-класса «Театрализованные игры как средство развития речи для детей младшего дошкольного возраста».
Педагог детского сада «Золотой ключик» удивила присутствующих магией «Новогодних опытов», именно так назывался мастер-класс, подготовленный конкурсанткой. Умеете ли вы увлечь своего ребенка, не подсовывая ему планшет с играми или не включая мультики? А вот Марина Глущевская показала родителям, как это можно сделать, используя вещи из нашей повседневной жизни. Например, из средства для мытья посуды можно сделать жидкость для мыльных пузырей, а из крахмала, воды и йода – чернила и многое другое.
Также были проведены мастер-классы «Школа веселых пальчиков», «Забота о здоровье» и «Волшебный мир звуков».
После таких занятий и уроков не остается и доли сомнения, что мирнинские педагоги идут в ногу со временем, ищут новые формы работы, учатся их применять и включать в жизнь наших детей. Участие в таких конкурсах позволяет педагогам повысить свои профессиональные навыки, а всему коллективу, в котором работает каждый конкурсант, дает мощный толчок для развития.
Жюри предстояло сделать сложный выбор, поэтому на подсчет баллов и подведение итогов ушло несколько дней. Итак, по мнению членов жюри, победителем номинации «Воспитатель года 2017» стала Елена Клусевич, детский сад № 2!
Александра Комарова
Вот и завершился городской этап конкурса «Учитель года-2018». Нам остаётся пожелать всем вам, дорогие педагоги, замечательных учеников, которые, впитав в себя всё разумное, доброе, вечное, с достоинством понесут всё это по жизни!