То, что происходит на улицах Мирного, если и поддается мало-мальски разумному объяснению, взрывает нервную систему каждого жителя - и того, кто передвигается на автомобиле, и того, кто ходит пешком. В дорожный участок срочно направлен наш корреспондент.
Вопрос один на всех: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Дорожному участку в этом году досталось по полной программе: мало того, что зима была мега-снежная, так еще и две весны надо пережить. Одна пришла в конце февраля и длится до сих пор, вторую - как и положено, ждем в апреле. Для того, чтобы спрогнозировать наступивший дорожный коллапс, совсем не надо быть провидцем, метеорологом или специалистом какого-либо другого профиля. За три зимних месяца выпало невероятное даже для нашего региона количество осадков. Снег слой за слоем утрамбовывался везде, где только его касались люди или автомобили. Худо-бедно чистились в основном только центральные улицы, да к Масленице была полностью вычищена центральная площадь. Какое подходящее в данной ситуации словосочетание "худо-бедно"… Оставалось только гадать - что будет, когда все это великолепие начнет таять? И вот уже вторую неделю мы воочию наблюдаем ответ на этот вопрос. Телефоны ответственных должностных лиц не умолкают, социальные сети взорваны соответствующими постами и комментариями (администраторы не успевают вычищать их от нецензурных словечек), большинство автомобилей - в плену обстоятельств. Человек с лопатой под колесами своего авто - теперь уже обыденное явление (к сожалению).
В гараже дорожного участка - аврал. Пять единиц снегоуборочной техники по тем или иным причинам стоят "на приколе". В основном это техника, давно выработавшая свой ресурс. Механики "колдуют" около разобранных грейдеров и тракторов. И даже итальянский погрузчик Venieri 2010 года выпуска замер в ожидании необходимой запчасти (ее заказали месяц назад). В это время на городских улицах трудятся всего четыре единицы снегоуборочной техники: колесный трактор Т-150 с навесным оборудованием и три МТЗ со скребками. Захожу в гараж, где стоит малый грейдер ГС-10 со снятым колесом. Водитель манипулирует разными железяками, пытаясь "реанимировать" четырехколесного трудягу. "Динозавр" шестнадцати лет от роду отказывается "оживать", но почему-то верится, что заботливому хозяину в очередной раз удастся вдохнуть в него жизнь. Задаю водителю некорректный вопрос о его зарплате. Оказывается - 14 000 на руки. Иногда выходит 16 000 (с переработкой, за совмещение). Мне кажется, я нашла еще один фрагмент пазла под названием "Почему по улицам Мирного ни проехать ни пройти?". А видели бы вы, в каком состоянии находятся гаражные боксы дорожного участка… Работающие здесь люди по современным меркам просто герои.
…Спасительный (в прямом смысле слова) Т-150 удалось застать на территории отделения скорой помощи (и патолого-анатомического корпуса), куда трактор был срочно направлен по сигналу из городской больницы. УАЗ-буханка с красным крестом при поступлении вызова с трудом выехал за ворота, потратив немало времени на борьбу с растаявшим снегом. Скорая помощь понадобилась теперь уже самой "скорой помощи". Через некоторое время сложный участок вычищен, но в "красном" списке коммунальщиков еще десятки участков. И всем надо СРОЧНО! Звонят руководители школ, детских садов (затруднен подвоз продуктов), МЖКК (мусороуборочные машины не могут подъехать к контейнерным площадкам), нужна помощь в расчистке территории аквапарка - везде коллапс. А ведь, помимо объектов городской инфраструктуры, у МУП ЖЭУ есть и свои объекты (водозаборы, ТБО, котельные), подъезды к которым необходимо вычищать регулярно. Только бы с Т-150 все было хорошо (тьфу-тьфу)…
Продолжаю осмотр города, оседлав внедорожник (это единственный способ съехать с центральных улиц города). Такси отказываются заезжать во дворы, повсюду в снежной жиже "сидят" автомобили, а их водители, проклиная все на свете, уже и сами не понимают, что происходит. Такого еще не было! Дорожники неоднократно пытались вычистить дворовые проезды. Так, на днях тот самый Т-150 был вызван во двор дома № 3 по улице Ленина. Водитель оценил обстановку, нацелил ковш, а дальше… жители этого дома прекрасно знают, как они ставят машины и как они реагируют на объявления освободить двор на время очистки. Трактор начало "кидать" из стороны в сторону, и водитель каждую секунду рисковал стукнуть чью-нибудь дорогую собственность. В итоге, трактор развернулся и уехал. Думаю, водитель прав, ведь в случае столкновения он будет нести полную ответственность за эту ситуацию.
На недавнем заседании комиссии по безопасности дорожного движения при администрации Мирного руководством МУП ЖЭУ и дорожного участка в очередной раз был поставлен вопрос о необходимости закупки нового грейдера. Стоит он не так дорого - всего около трех с половиной миллионов рублей. В администрации обещали найти возможность приобрести спецмашину, но вот когда? Вопрос остается открытым.
Кстати, из запланированных тридцати миллионов, которые должны быть выделены дорожному участку МУП ЖЭУ на весь 2015 год, до сих пор не выделено ни копейки (на дворе, заметьте, уже март!). Интересно, а есть в нашем городе еще такие организации, которым не платят деньги (по условиям заключенного контракта), а они все равно работают?
…К утру пятницы информация по технике обновилась: восстановлен большой грейдер ДЗ-122 и один из погрузчиков. К тому же удалось договориться с подрядными организациями, работающими на территории нашего города, о выделении четырех единиц техники на договорной основе. Остается надеяться, что это подкрепление поможет улучшить ситуацию с расчисткой дорог.
Так какой же ответ после всего увиденного и услышанного можно дать на главный вопрос этой статьи - ЧТО ДЕЛАТЬ? Уверена - секрет я не открою, ведь ответ очевиден. Самое главное - руководители всех уровней должны в корне поменять отношение к коммунальному хозяйству города, в целом, и к деятельности дорожного участка, в частности. Сегодня нельзя оперировать такими же понятиями как 50, 40 и 20 лет назад. Экономическая ситуация - другая, законы - другие, технологии - другие, да что там, люди - другие. Переходя от общего к частному, возьму на себя смелость констатировать по пунктам - что же нужно для того, чтобы город вовремя вычищался?
Первое (самое простое). Необходимо ввести дополнительную штатную единицу водителя спецтранспорта (а может, и не одну), что позволит изменить график работы дорожников (работать в три смены; круглосуточно). Одно НО. Возможен побочный эффект. Даже если людей будет достаточно, то спецтехника от этого новее и резвее не станет. Эксплуатируя трактора и грейдеры (которые и так на ладан дышат) день и ночь, есть риск остаться совсем без техники (посыл к пункту два).
Второе (почти невозможное). Срочно обновить технику в дорожном участке (не в следующем году и не через пять лет, а уже сейчас). Приобрести все необходимое для полноценной уборки улиц и тротуаров. Соблюдать положенный ресурс этой самой техники, который составляет 5-7, а не 15-20 лет.
Третье (фантастика). Пересмотреть тарифные разряды сотрудников дорожного участка в сторону увеличения. Или разработать схему ежемесячных стимулирующих выплат. Или вернуть цены (на все) на уровень того времени, когда эти тарифные разряды устанавливались.
Четвертое (из разряда - это ты с кем сейчас разговариваешь?). Чтобы полноценно убирать дворовые проезды, они не должны быть так интенсивно заставлены автомобилями. Значит, надо решать (глобально) вопрос со стоянками.
Вот такое незатейливое журналистское исследование в очередной раз было проведено мною. Помимо исполнения своих профессиональных обязанностей, я высказала свое личное мнение, как это сделал бы любой неравнодушный житель города - пешеход, водитель и пассажир в одном лице. Резюмировать все вышесказанное не берусь. Пусть этим займутся там, наверху…
Евгения ПАНОВА