В 16 лет она пошла работать на железную дорогу, чтобы помогать поднимать родителям большую семью из 8 человек. А через год началась война. Так и проработала Фаина Степановна Трубецкая на железной дороге до самой пенсии, отдав ей молодость и все силы.
От детства до войны короткий путь
Фаина Степановна родилась в 1925 году в селе Дениславье. Потом родители переехали в Пуксоозеро. Ей удалось закончить лишь 7 классов, когда судьба вмешалась в её жизнь, определив навсегда главный выбор. По словам Фаины Степановны, семья не бедствовала, но и богато никогда не жила. А на железной дороге был неплохой паек, которого более-менее хватало. Впрочем, именно из-за этого туда было сложно устроиться, но у юной Фаины получилось.
Начав работать слесарем, она прошла ускоренные курсы и стала осмотрщиком вагонов. В её обязанность входило проверять вагоны на участках Пукса-Няндома и Няндома-Емца. Уже во время войны, когда всех мужчин забрали на фронт, на железной дороге остались лишь женщины, да такие девчушки, как она. В чем только душа держалась, на тогдашнем скудном пайке, разделенном с четырьмя другими братьями и сестрами (старший брат ушёл на войну и воевал в Крыму). А ведь работу выполняли колоссальную, обеспечивая бесперебойное движение поездов. Тут тебе и тяжелые инструменты (чего только стоит один домкрат, весивший 70 кг), и ремонт буксов и подшипников, и смена колесных пар. Опасных моментов было не перечесть, то поезд зацепит и потащит за собой, то, того и гляди, ноги отрежет. И так целую смену – от одного участка на другой с 70 килограммовым домкратом и постоянной мыслью: «Только бы ноги не отрезало!»
Николай Александрович Макаров в своей книге «Земля Плесецкая» пишет:
Огромная ответственность легла на плечи железнодорожников в Великую Отечественную. Огненное дыхание войны докатилось и до Северной железной дороги. В сентябре 1942 года в районе дороги появились фашистские группы парашютистов-диверсантов. Между разъездом Тимме и станцией Шелекса был проведен диверсионный акт. Сошли с рельсов и стали поперек пути паровоз и вагоны, начался пожар. Машинист М. А. Маклаков был убит гитлеровцами. В десяти километрах южнее фашисты убили стрелочницу и взорвали стрелку.
Несмотря на то, что страна воевала с фашистами, железную дорогу продолжали строить. Так, в 1942 году были приняты в эксплуатацию вторые пути на участке Коноша-Обозерская. Началось двухстороннее движение. А это значит, что увеличилась нагрузка, и работы у девушек прибавилось. В том же году на станции Емца был создан комбинат по ремонту одежды и обмундирования. Сотни тысяч комплектов амуниции были отправлены на фронт. Не жалея себя люди работали на благо Родины.
После войны дорога продолжала строиться, модернизироваться. Уже в 1944 году по ней начали ходить первые тяжеловесные составы. А в 1957 году было проведено почти две тысячи тяжеловесных составов.
Мир, труд, семья
В 1950 году Фаина Степановна встретила мужа, Сергея Деонисьевича. И вскоре они уехали в Вологодскую область, к родственникам мужа. Родилось двое детей. Однажды сестра, которая жила с мужем в Мирном, позвала молодую семью вернуться в Плесецкий район. И в 1964 году они переехали в Мирный. Даже здесь Фаина Степановна продолжила работать на железной дороге, в войсковой части 14123. В 1980 году Фаина Степановна ушла на пенсию, отработав 39 лет. За свою долгую рабочую жизнь Фаина Степановна награждена знаками «Фронтовик» и «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
За все время беседы Фаина Степановна не раз повторяла: «Тяжелая была жизнь. Кроме работы ничего не видели». Однако в свои 88 лет Фаина Степановна имеет, пожалуй, самое дорогое – любящих и заботливых детей и внуков.
- Мамочка у нас очень хорошая. Никогда ни с кем не ругается, не любит сплетни. Всю жизнь прожила, отдавая всю себя нам, - смахивая слезу говорит дочь Любовь Сергеевна. Внук Владислав, по словам дочери, очень заботится о бабушке, и, прибегая с работы на обед, первым делом спешит к ней.
Но не все так радужно, к сожалению. Совсем недавно Фаина Степановна выписалась из больницы, куда попала по несчастливому стечению обстоятельств. На улицу она уже давно не выходит - тяжело спускаться с 5 этажа. Но спуститься пришлось, так как в домоуправлении на документах понадобилась её подпись, а специалисты никак не захотели войти в положение ветерана, и на просьбы дочери Фаины Степановны, просившей разрешить взять документ с собой, ответили отказом. Что ж, подпись на документе была поставлена, но только после этого Фаина Степановна не смогла одолеть проклятый подъем до 5 этажа, и на 3 этаже ей стало плохо.
Я слушала эту историю и недоумевала – как это могло случиться в нашем городе?! Здесь, где ветеранов любят и чтят, где оказывают им медицинскую помощь на дому, где даже руководители города и генералы лично приходят к ним с поздравлениями, где у каждого есть шефы и заботливые друзья, могли не разрешить подписать документ дома человеку, благодаря труду которого осталась свободной наша страна. Получается, выстояв в борьбе с внешним врагом, наши ветераны страдают от врага внутреннего – бюрократии.
Несмотря на всё это, зла ни на кого Фаина Степановна не держит, лишь пожимает плечами, мол, не повезло. В комнате у неё солнечно и тихо. На полке стеллажа у кровати лежит стопка газет – их читает Фаина Степановна, а вот телевизор смотреть не очень любит. Её красивая молодая кошечка неслышно ходит рядом, легонько позвякивая бубенчиком на шее. Со дня на день она принесет котят – то-то будет радости и забавы.
Здоровья вам, Фаина Степановна! И пусть окружающие всегда относятся к вам с заботой, а миряне не забывают о том, какой ценой досталась победа вашему поколению!
Лилия Хлебникова