Продолжая открывать славные страницы истории деятельности органов контрразведки в годы Великой Отечественной войны обращаем Ваше внимание на уникальную по своему замыслу радиоигру с немецкими разведорганами с условным наименованием «Арийцы»
К началу 1944 года советско-германское противостояние по-прежнему оставалось главным фронтом Второй мировой войны. Германия и её союзники сосредоточили на советско-германском фронте 245 дивизий, или две трети всех сил фашистского блока. Однако тяжёлые поражения и огромные потери настолько ослабили Германию, что она не могла больше вести крупных наступательных действий, но имелась возможность вести оборонительную войну.
23 мая 1944 года постами службы воздушного наблюдения, оповещения и связи была зафиксирована в районе поселка Утта Астраханской области посадка вражеского сверхмощного самолета Ю-290. С самолёта был высажен отряд диверсантов во главе с сотрудником Абвера капитаном Эбергардом Квастом (он же Эбергард фон Шеллер).
Эта группа направлялась немецким разведорганом «Валли I» с заданием:
1. Создать мощный радиоцентр (радиорезидентуру), с которым связать ряд радиоточек, имеющихся на нашей стороне и подготовленных к выброске.
2. Подготовить на территории Калмыкии базы для переброски 36 эскадронов, так называемого «Калмыцкого корпуса доктора Долля», для организации повстанческого движения среди калмыков.
3. Связаться с местными калмыцкими бандитами.
Руководитель группы Кваст после приземления дал телеграмму о благополучном прибытии. Но в 11 часов того же числа советские штурмовики, вылетевшие из Сталинграда, нанесли повреждения самолёту Ю-290, после которых он был вынужден уйти на посадку. Диверсанты пытались уйти в западном направлении, однако были настигнуты. В ходе специальной операции опергруппами НКВД и НКГБ были уничтожены 3 немца, 2 калмыка, 1 осетин, 1 азербайджанец. Захвачены и арестованы 12 человек, в том числе руководитель группы капитан Абвера Кваст.
Из рапорта заместителя начальника ГУКР СМЕРШ П.Я. Мешика наркому НКВД СССР Л.П. Берия от 26 мая 1944 года: "Имея в виду масштабы и важность задуманных немцами операций, полагаем необходимым начать радиоигру с немцами, поставив ближайшей целью вызов и ликвидацию двух самолетов".
Вверху документа сохранилась резолюция наркома внутренних дел: "Тов. Абакумов! Правильно. Составьте соответствующее указание. Л. Берия. 26.V.1944 г."
После допроса пленных летчиков советские контрразведчики получили дополнительные сведения об операции, планировавшейся в советском тылу на территории Калмыкии
Используя то обстоятельство, что руководитель группы Кваст успел передать радиограмму об успешном приземлении, руководство НКВД, располагая данными о характере задания отряда, шифрами, захваченными радистами и радиоаппаратурой и, зная, что у немцев нет точной информации о судьбе десанта, приняло решение о проведении радиоигры с Абвером от имени захваченного десанта и экипажа немецкого самолета.
Эта радиоигра вошла в историю советской военной разведки под кодовым наименованием «Арийцы». Она проводилась 3-м отделом ГУКР СМЕРШ НКО СССР из поселков Яшкуль и Енотаевск Астраханской области с 29 мая по 20 августа 1944 года.
Отметим основные этапы этой уникальной операции.
В соответствии с замыслом радиоигры, в первых радиограммах противнику были переданы дезинформирующие сведения о положении в Калмыкии, также легендировались благоприятные условия работы для отряда Кваста по организации повстанческого движения. Для усиления заинтересованности Абвера его сотрудникам сообщили об установлении контакта с оставшимися в советском тылу «партизанами-калмыками».
Первая радиограмма была передана противнику уже 30 мая 1944 года: "Посадка в 04-55 московского времени. В 12-40 атака русских истребителей. "Ю" - уничтожен. Необходимое снаряжение спасли, без воды и продуктов. Гремер, Ханлапов, Беспалов, Мухин, два калмыка убиты. Лейтенант Вагнер, обер-фельдфебель Миллер, Осетров ранены. Положение благоприятное, связались с партизанами, охрана обеспечена. Разведка калмыков узнала, что посадку "Ю" заметили русские.
Площадку готовим. До полного выяснения мною обстановки мер не принимайте. Радистом использую обер-лейтенанта Ганзена. Слушаю вас по плану. Прошу указаний. Кваст".
Однако противник, несмотря на предупреждение, в первый же день после установления двусторонней связи отправил самолёт Ю-290, который в течение некоторого времени барражировал над районом предполагаемой высадки, подавая световые сигналы.
СМЕРШевцы приняли решение никаких активных действий по уничтожению самолёта не предпринимать, считая, что самолёт был направлен для обследования района и подтверждения правильности полученного сообщения от разведгруппы.
Ю-290 благополучно возвратился на свой аэродром. Таким образом, у немцев было создано впечатление, что отряд Кваста действительно перебазировался в другое место и органами советской контрразведки не используется.
Это подтвердилось полученными на другой день радиограммами. Первая: "Для Кваста. Орган поздравляет. Принимаем меры для развития операции. Исполним указания, которые ожидаем от вас. Операция готовится. Когда должна начаться. Начальник органа". И вторая: "Ю-290 был ночью 30 мая у вас для помощи, вас не нашел. Собственные имена и названия местности шифровать два раза. С этого момента только нормальные часы связи. Вскоре подбросим радистов. Всем привет. Ни пуха, ни пера. Капитан".
Радиоигра набирала обороты! Советские контрразведчики продолжили сообщать противнику об «успехах» отряда Кваста: "Начальнику органа. Благодарю за поздравление. Как резерве радистов нуждаюсь в Захарове, Блоке, Косареве, Майлере. Из-за сложных условий связи используйте только лучших радистов. Осетров ранен в живот, без сознания, безнадежно, разведка встретила пять мелких партизанских отрядов без боеприпасов. Огдонов имеет 85 всадников, вооружены плохо. Не мог собрать вокруг себя мелкие группы. Необходимо авторитетное руководство. Первым самолетом – продукты, деньги, два комплекта посадочных фонарей, боеприпасы, оружие, радистов. Когда ждать самолет".
После сообщения противнику подробных данных о посадочной площадке и условных обозначениях её огнями в ночное время 9 июня 1944 года, получен ответ: "Подвоз, вероятно, ночью 11.6. Последует всё необходимое. Посадка и взятие экипажа при соответствующем обозначении площадки. Опознавательный знак и окончательное решение последует. Капитан".
В результате произведенного радиообмена, в ночь на 12 июня над местом легендированного отряда Кваста появился немецкий самолет Ю-290. Обменявшись с нами условными сигналами, сбросил пять парашютистов, 20 тюков груза и после этого произвёл посадку на заранее обозначенную площадку-ловушку. Самолёт, попав колесами шасси в замаскированные ямы, взлететь не смог. Из числа парашютистов задержано трое.
По показаниям задержанных, отряду Кваста доставили три тонны груза. При пожаре в самолете большая часть была уничтожена, в том числе сгорели три миллиона советских рублей.
Во избежание провала радиоигры, было принято решение сообщить противнику, что самолёт не прибыл, передав радиограмму: "Машина не прибыла. Почему? Кваст". В этот же день противник ответил: "Машина не вернулась. Следовательно, несчастный случай или вынужденная посадка. Дальнейшее после новых переговоров. Капитан".
С 6 июля 1944 года радиоигра с Абвером была возобновлена из г. Енотаевска Астраханской области. Сразу же приступили к легендированию трудностей, переносимых отрядом Кваста: отсутствие продовольствия, боеприпасов, рост недовольства среди калмыков из-за отсутствия помощи от немецкого командования.
11 июля от противника пришел ответ: "Попытаемся прилететь с новым подвозом. Где он должен быть сброшен? Майор". Абверовский разведцентр также предупредил о выброске в районе действий отряда агента, для которого радиостанция Кваста будет являться передаточным центром, и предложил сообщить о наличии необходимых технических данных для установления радиосвязи.
В ответной радиограмме СМЕРШевцы уведомили Центр о наличии необходимых возможностей для организации ретрансляционных радиопередач. Дальнейшая работа радиостанции «Арийцы» строилась на передаче противнику необходимых данных для сброски груза и настойчивых требованиях доставки обещанной помощи. Однако вплоть до 14 августа никаких обещаний о помощи от противника не поступало.
Посчитав, что дальнейшие требования о помощи вызовут со стороны противника еще большую настороженность и возможную предварительную проверку Кваста через других парашютистов, было принято решение радиоигру прекратить в выгодном для нас положении, укрепив у противника мнение о невозможности организации «бандитско-повстанческого» движения в Калмыкии и дальнейшей посылки самолетов в Калмыкию.
Всего в ходе реализации замысла радиоигры «Арийцы» противнику было передано 42 радиограммы и получено 23 ответных. Уничтожено два тяжелых самолета Ю-290, захвачено в исправном состоянии два новейших авиадвигателя. При ликвидации немецких самолетов уничтожено 33 человека, из них 21 взят в плен, в том числе кадровый офицер немецкой разведки капитан Эбергард фон Шеллер, 11 летчиков из состава авиаэскадры «КГ-200» и 9 агентов-диверсантов.
Главный успех операции состоит в том, что СМЕРШ летом 1944 года сорвал попытки Абвера организовать повстанческое движение в глубоком тылу Красной Армии.
Материал предоставлен отделом ФСБ в/ч 13990