Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания таких детей определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях. Для этого создаются специальные условия, которые включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательной организации и другие.
Педагогические работники при обучении детей с ОВЗ обязаны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия. Специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются обучающимся с ОВЗ бесплатно.
В период обучения к таким детям не применяются меры дисциплинарного взыскания
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и других обучающихся с ОВЗ создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Учащимся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении без проведения итоговой аттестации.
Особенности получения дошкольного образования.
Условия для получения образования детьми с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Образовательная организация разрабатывает адаптированную образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития ребенка, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей. Реализация такой программы, как правило, осуществляется в группах компенсирующей направленности.
Совместное образование детей с ОВЗ и здоровых детей осуществляется в группах комбинированной направленности. При комплектовании таких групп не допускается смешение более трех категорий детей с ОВЗ; учитываются направленность адаптированных образовательных программ и возможности их одновременной реализации в одной группе.
МУ «Управление образования и социальной сферы»