Информация для муниципальных служащих, направленная на формирование негативного отношения к дарению подарков муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей
Муниципальная служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным обликом муниципального служащего. Как при поступлении на муниципальную службу, так и при исполнении служебных обязанностей к нему должны предъявляться ряд этических требований, одним из которых является отрицание возможности получения для себя или для членов своей семьи всевозможных благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия.
Проступком, позорящим честь и достоинство муниципального служащего, должно признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо со статусом муниципального служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных обязанностей: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, подрывающее авторитет муниципальной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлекшая существенные негативные последствия.
Кроме прав и основных обязанностей муниципальный служащий, поступая на муниципальную службу, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов. Правоограничения муниципальных служащих обусловлены спецификой выполняемых ими функций и служебных полномочий и заключаются в основном в ряде запретов для муниципальных служащих. Главная роль правоограничений состоит в обеспечении эффективного функционирования муниципальной службы, в установлении правовых преград возможному злоупотреблению муниципальных служащих, создании условий для независимости осуществления должностных полномочий и реализации установленных Конституцией РФ прав и свобод служащих.
Коррупция - это угроза обществу и государству, это явление которое наносит ущерб полному и всестороннему развитию любого общества. В законодательстве Российской Федерации под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупция подрывает авторитет государственной и муниципальной службы и борьба с данным явлением является на сегодняшний день одной из самых актуальных направлений деятельности для государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основной мерой по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания.
Правовое воспитание можно определить как целенаправленную деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.
Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе, в целом, позитивного отношения к праву и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе, о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен запрет на получение в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Установленный для муниципальных служащих запрет направлен на противодействие коррупции. Получение муниципальным служащим вознаграждения вопреки установленному запрету может быть расценено как получение взятки и привести к возбуждению уголовного дела по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит ссылку на исключения, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями федерального законодательства подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью муниципального образования и передаются по акту в орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положением статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускается дарение муниципальным служащим обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
«Обычный подарок» должностному лицу, полученный в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которого не превышает трех тысяч рублей, может быть признан таковым только при отсутствии интереса дарителя в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом.
В связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями муниципальный служащий вправе получить обычный подарок стоимостью до трех тысяч рублей.
В случае, если стоимость подарка, полученного муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, превышает три тысячи рублей, они признаются соответственно ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И СОБСТВЕННОСТЬЮ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и подлежат передаче по акту в орган, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы. Действующим законодательством предусмотрено право муниципального служащего право выкупить подарок, полученный им в связи с протокольными мероприятиями, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, в порядке устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для муниципальных служащих администрации Мирного данный порядок утвержден Решением городского Совета депутатов Мирного от 10 июля 2014 года № 63.
При этом следует отметить, что основополагающей чертой дарения является его безвозмездность, которая, в свою очередь, определяет особенности правового регулирования дарения. При рассмотрении вопроса о дарении подарков должностным лицам необходимо отграничивать дарение от взяточничества. Если одаряемому необходимо выполнить определенное действие (бездействие) с использованием служебного положения, подарок независимо от стоимости будет являться взяткой. Следовательно, основным признаком разграничения подарка и взятки является не стоимость вещи или материальная выгода, а, то, за что она вручается и принимается.
Взяточничество среди коррупционных преступлений является наиболее распространенным и опасным явлением. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Коррупционные отношения между дарителем и одаряемым возникают только тогда, когда у одаряемого имеется интерес в подарке в обмен на совершение определенных действий или, наоборот, их несовершение в интересах дарителя. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе получение подарков стоимостью меньше 3000 рублей) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.
Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Незначительный размер взятки не исключает ответственности.