Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Дети и родители. Как разрешать конфликты? Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Статьи > Дети и родители. Как разрешать конфликты?

Адрес статьи: https://mirniy.ru/press/articles/7653-deti-i-roditeli-kak-razreshat-konflikty.html

Опубликовано: 22-06-2015, 14:32.

Дети и родители. Как разрешать конфликты?

1.Конфликты между детьми и родителями.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Взаимоотношения между членами семьи  играют огромную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению,  бывает, что  родители фактически не знакомы с детьми; времени нет быть вместе; да и позволить им быть такими, какие они есть на самом деле, очень трудно.

Восприятие ребенка его родителями прямо пропорционально его возрасту: чем старше ребенок, тем меньше его понимают. А ведь это личность, то есть ребенок по-своему воспринимает поведение окружающих людей, их отношение к себе. А мы думаем, что он смотрит на мир нашими глазами и хотим, чтобы он делал выводы, аналогичные нашим. В этом и состоит одна из основных причин проблем в воспитательном процессе и в семье, и в учебном учреждении, отсюда идут конфликты.

В период взросления ребенок нередко ведет себя агрессивно, вызывая, таким образом, членов семьи на вступление в конфликт.

Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, рассогласование,  резкое обострение противоречий 2-ух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Чаще всего конфликты возникают  с конфликтными людьми, они больше других создают и вовлекают других в конфликтные ситуации и конфликты.

В жизни противоречий (причин для конфликта) между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

Противоречия – это рассогласования:

Надо понимать, что противоречия будут существовать всегда и возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Таким образом, важно уметь выстраивать взаимодействие конструктивно, решать конфликт, не ущемляя права и чувство собственного достоинства задействованных в конфликте.

Вы можете выбрать  любые отношения, но важно понимать, к каким последствиям это приведет.

Дети и родители. Как разрешать конфликты? Выделяют 5 основных типов поведения в конфликтах:

Избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха, так же  и  в случаях соперничества, приспособления и компромисса, т.к. один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, потому что оба идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны  оказываются в выигрыше. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты. Для этого необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживаются совместимость и общность интересов. Данная стратегия позволяет разрешать конфликт, сохранять партнерские отношения во время и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.

2. Преодоление конфликтов между и детьми и родителями.

Преодолеть конфликт между взрослыми детьми и родителями поможет поиск альтернатив.

Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире, где требуется договариваться. Нахождение альтернативы ведет к выбору наилучшего способа действия и принятия ответственности за выполнение решения.

Необходимо помнить, что к каждому участнику конфликта нужно относиться достойно и с уважением. Найдите «лучшее время» и объясните своему собеседнику процесс поиска альтернативных решений, а также то, как они помогут в разрешении противоречий.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

  1. Определение противоречия или проблемы (информирование\выяснение трудности, вопрос о сотрудничестве).
    Важно быть уверенным, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен. Инициатор не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы мы вместе подумали, как ее решить. Без твоего участия здесь не обойтись. Как ты к этому относишься?»
    Нужно придерживаться следующих целей и правил:
    а) скажите все, как есть; если Вы чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно Вы обратились с вопросом;

    б) избегайте обвинений, которые лишь вынуждают защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия;

    в) используя совместные действия, инициатору следует дать понять, что они должны объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен и которое требует «встречи» обоих. Важно искреннее желание его помощи и уважительное отношение к его идеям.
  2. Поиск и выработка альтернативных решений. (Как, ты думаешь, это можно решить? Тебе нужно время для обдумывания? Сколько?  Какие у тебя есть предложения? Что ты хочешь? Для меня важно… Я могу …)
    Для того чтобы помочь найти решение проблемы, необходимо держать в уме следующие ключевые моменты:
    - позвольте собеседнику первому предложить свои решения; Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

    - дайте собеседнику достаточно времени для обдумывания его предложений;

    - будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принуждения предлагаемых собеседником решений;

    - избегайте высказываний, создающих у собеседника убеждение, что Вы не примете ни одного из предлагаемых им решений.
  3. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений (Давай поразмышляем, к каким последствиям может привести каждое из записанных решений? …)
    Важно на этом этапе включить собеседника в обдумывание и оценивание различных решений. Остаются только те решения, которые приемлемы  для каждого. При этом необходимо честно выразить свое мнение. Если это несогласие, то реплика может быть следующая: «Меня не очень осчастливит этот вариант», или « Я считаю, что это не отвечает моим потребностям», или «Это не кажется мне справедливым».
  4. Выбор альтернатив и реализации решения.
    Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, необходимо помнить следующее:
    1. Задайте вопрос типа:
    «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»
    2. Решение не конкретизируется. Ни одного из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям: «
    Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»
    3. Запишите решение на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы ни один не был забыт.
  5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс (например: «Через неделю в 5 вечера в субботу на кухне обсудим, что уже удалось и на что следует еще обратить внимание»).
    Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?». Например: «Кто за что отвечает? Когда начнем и когда закончим? Где все это будет происходить?».
    В отношениях  не всегда все идет гладко. Могут возникать проблемы и противоречия. Но нужно быть готовым к тому, что такой момент наступит, и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым человек умеет конструктивно работать.
    Конфликты родителей с детьми не избежать. Для этого нужен хороший подход к взаимоотношениям с детьми. Помните, что как бы ни ссорились, вы друг для друга родные люди. Решайте свои проблемы мирно в спокойной обстановке! Общайтесь с уважением и доверяйте друг другу!!!

Педагог – психолог ГБСУ АО «Плесецкий СРЦН»
Л.В. Тухбатулина


Вернуться назад