Печатные СМИ всегда были востребованы в обществе. Из газет люди до сих пор узнают о том, что происходит в мире, стране, городах и деревушках. Но как производят газеты – известно далеко не каждому. Корреспондентам СЮЖ представилась возможность побывать в «Плесецкой типографии» и приоткрыть завесу тайны
Степанова Алина:
- Наверное, многие пытались представить, как выглядит в реальности типография. Лично я представляла ее в виде огромного здания, откуда пахнет свежей краской. На самом же деле Плесецкая типография совсем небольшая. В ней всего 2 этажа. На первом располагается, собственно, печатный цех, а на втором, кроме самой типографии, редакция местной газеты...
Валерий Моисеев:
- Здание типографии ничем особенным не отличалось от остальных зданий в округе. Однако вывеска с надписью «Плесецкая типография» говорила о том, что адрес мы не перепутали…
Александр Гыда:
- Внутри помещения сохранилась архаичная атмосфера времён Советского Союза. Так сказать, назад в прошлое…
Алина Степанова:
- Нас приветливо встретил в своем кабинете директор типографии Василий Семенович Белоусов. От него мы узнали, как происходит сначала допечатная подготовка газеты, затем сама печать и обработка после печати...
Александр Гыда:
- Кабинет директора типографии оказался очень уютным благодаря гармоничному сочетанию мебели, стен, выложенных деревом, и прочих деталей интерьера. Впрочем - типичный кабинет начальника небольшого производства…
Василий Семенович рассказал юнкорам, что на типографии применяется офсетная чёрно-белая листовая печать. Наверное, необходимо пояснить, что это значит. Но сначала надо рассказать о допечатной подготовке – она занимает гораздо больше времени, чем, собственно, печать.
Алина Степанова:
- Первым делом мы заглянули в лабораторию. Это маленькое помещение со старым оборудованием. В нем с трудом поместилось 7 человек. Здесь макеты газетных страниц (полос), выведенные с помощью принтера на специальные полупрозрачные пленки-кальки в зеркальном отображении, переводят на металлические пластины – основу для печати газеты…
Светлана Савиных:
- Мы зашли в небольшую комнату, которая была слабо освещена. С одного края комнаты стоял светящийся стол. На нем монтируют пленки – соединяют их так, как они будут располагаться на одном развороте в газете. Затем кальки кладут в специальный аппарат, где металлическую пластину засвечивают и проявляют. Для этого посредине комнаты стоит агрегат, похожий на гигантский ксерокс. По сути, по этому принципу он и работает, только вместо бумаги в нем используют металлические пластины. Внутри агрегата – мощная лампа…
Алина Степанова:
- Затем пластину отправляют на проверку, чтобы изображение отвечало всем требованиям. Когда специалист проверил, продукцию можно печатать. Теперь нас ожидала экскурсия в «сердце» типографии – печатный цех!
Светлана Савиных:
- Здесь было тихо, стоял приятный запах бумаги. Она была буквально везде и всякая-всякая. От самых маленьких листов, которые вырезаются специально для удостоверений, бланков, и до больших, формата А 2 , подготовленных для печати газет. Я, как любитель порисовать и почертить, была просто восхищена таким огромным количеством бумаги и ее разнообразием.
Алина Степанова:
- Рулоны и стопки газетной бумаги, полиграфическое оборудование и специфический запах – все это создавало рабочую атмосферу. Работа типографии – очень сложный технологический процесс. Ошибки, возникающие в процессе, неисправимы и очень убыточны – так сказал нам директор Василий Белоусов…
В печатной машине меняли пластину для печати, поэтому у юнкоров было время, чтобы осмотреться.
Светлана Савиных:
- Нас подвели к оборудованию, которое разворачивает бумагу из рулона. Это была большая машина с огромной, как мне показалось, кнопкой посередине. К сожалению, рулона на ней не было, и поэтому увидеть, как она работает, не получилось. Зато нам показали еще одну, не- менее интересную машину, которая разрезает листы…
Алина Степанова:
- Я была наслышана о гильотине. Из уроков истории помню, что это орудие, с помощью которого обезглавливали осужденных на казнь. Но в типографии это устройство применяется по-другому…
Валерий Моисеев:
- Гильотина произвела на меня сильное впечатление. Это большой станок, на котором разрезают большие пачки бумаги. Женщина, работающая на этом станке, продемонстрировала нам машину в действии. Она завела ее, положила весомую пачку бумаги на агрегат, после чего произвела несколько движений – и огромный, хорошо заточенный нож с грохотом разрезал стопку бумаги, словно масло. Нам сказали, чтобы мы не совали туда руки. Не очень-то и хотелось…
Светлана Савиных:
- Наконец, железная пластина была вставлена в печатный станок, и мы направились к нему. В станке находилась стопка чистых листов. Машина брала по одному и отпечатывала газетные страницы с невероятной скоростью.
БУДЕМ ЗНАТЬ
Как же чистые листы превращаются в газету? Металлическая пластина с «картинкой» газетного разворота крепится на первый вал станка. Он называется формным. В процессе печатания форма попеременно смачивается краской и водно-спиртовым раствором. От закрашенной краской поверхности пластины вода отталкивается, а пустую (пробельную) поверхность увлажняет. Краска же, наоборот, хорошо прилипает к закрашенным (запечатанным) областям пластины, а на влажную поверхность попасть не может.
Дальше происходит следующее. С формным цилиндром контактирует офсетный цилиндр, покрытый упругим прорезиненным полотном, на поверхность которого переходит с формы слой краски. Офсетный цилиндр, в свою очередь, контактирует с бумажным листом – и слой краски переходит на него.
Таким образом, происходит двукратная передача изображения, и бумага не входит в непосредственный контакт с печатной формой. Это позволяет резко сократить давление, необходимое при печатании (следовательно, и износ формы), увеличить скорость и качество печати.
Алина Степанова:
- Устройство, которое печатает газеты, очень сложное на вид. Мастер вставляет в него пластину…
Валерий Моисеев:
- ... предварительно смочив ее каким-то розовым вязким раствором…
Алина Степанова:
… и, словно через копирку, вся информация с пластины переводится уже на газетную бумагу. Первые, так сказать, пробные листы мастер выкидывает. Мы удивленно смотрели на него: «Как так-то? Столько листов газеты выкинул!» Но директор объяснил, что первые листы – всегда брак. Еще он рассказал нам, что газеты в Плесецкой типографии теперь печатают только утром. Используют для печати один цвет – черный. Только такую печать может позволить себе типография…
Александр Гыда:
- Печатный станок в Плесецкой типографии довольно старый, приобретен еще в прошлом веке, но из-за большой стоимости новой современной типографской машины со счетов его списывать пока рано. Объемы здесь не такие большие, смысла вкладывать деньги нет. Типография выживает за счет того, что печатает местные газеты. Мирнинская же пресса, как поведал нам Олег Храмцов, редактор газет “Мир информации и рекламы” и “Панорама Мирного”, давно перебралась в Вологду, ибо там сочетание цена/качество достигает наиболее оптимальных значений.
Алина Степанова:
- Полиграфия на сегодняшний день – важная составляющая рекламного бизнеса. В конце экскурсии мы выяснили, что на самом деле Плесецкая типография производит не только газеты, но и календари, брошюры, листовки, альбомы для выпускников, сувенирные изделия…
Александр Гыда:
- А еще вывески с указанием улицы и дома, таблички, предупреждающие о злой собаке, и прочую канцелярскую мелочь…
Алина Степанова:
И хотя в Плесецке типография маленькая, не так много составляет ее бюджет, а оборудование старое, я ценю и уважаю тяжелый труд людей, которые там работают…
Экскурсия вышла очень интересной и познавательной. «Вам повезло, - сказал на прощание директор типографии Василий Белоусов. - Возможно, через несколько лет газеты полностью перейдут в электронный вид и их совсем перестанут печатать…» От его слов стало немножечко грустно и захотелось сказать: «Кто знает, Василий Семенович, а может и не перестанут! Ведь держать в руках свежую, только что отпечатанную газету, которая пахнет типографской краской, это настоящее удовольствие. Хочется поскорее ее открыть и увидеть фотографии, пробежаться по заголовкам, остановиться на одном из них и, зачитавшись, узнать что-то новое, интересное…»
Студия юных журналистов
при пресс-службе главы Мирного
и редакции газеты «Панорама Мирного»