Более полувека назад в северной таежной глуши нашей страны началась грандиозная стройка, результат которой был призван оказать существенное влияние на международную политику и перспективы освоения космического пространства. В кратчайшие сроки строителями была обеспечена возможность для размещения в позиционном районе значительных сил и средств, предназначенных для выполнения важной государственной задачи
Не секрет, что первые эшелоны строителей, так называемый «строительный десант», прибыли на станцию Плесецкая из Тбилиси задолго до официально при-знанной даты основания города и космодрома. 21 февраля 1957 года начальник строительства полковник Былеев Серафим Васильевич – Заслуженный строитель России, фронтовик – отправил шифрограммой первое донесение с нового места дислокации командующему войсками Северного военного округа.
Время «строительного десанта» началось.
Прибывающие эшелоны с людьми и техникой разгружались в Плесецке и Исакогорке. О первом строительном десанте на место будущего космодрома – 34 километре лесовозной железнодорожной ветки – вспоминает бывший ко-мандир роты Питалев Г.М., Заслуженный строитель РСФСР, кандидат техни-ческих наук:
«… В 6 утра машинист разбудил меня. Эшелон прибыл на место…
Мы остались одни в кромешной тьме. За окном теплого вагона трещал сорокаградусный мороз. Накоротке перекусив и потеплее одевшись, половина роты дружно приступила к разгрузке имущества и техники, а друга часть стала устанавливать утепленные палатки УСБ-41, которые предназначались для размещения личного состава, столовой и склада для ротного имущества. Везде перед началом работ необходимо было расчистить площадки от полутораметрового слоя снега. Чтобы не замерзнуть, согревались у костров. Когда рассвело, оказалось, что местом разгрузки выбрана большая поляна, окруженная вековыми соснами архангельской дремучей тайги…
Основной задачей было строительство объектов базы материально-технического снабжения для заказчика: склады открытого и закрытого хранения под спецтехническое и технологическое оборудование, прирельсовые разгрузочные рампы и площадки. Одновременно создавалась инфраструктура: бурились скважины для водоснабжения, прокладывались автомобильные дороги и железнодорожные пути, сети водопровода и канализации, строились трансформаторные подстанции и линии электропередач…
Жили, как на острове. Единственным связующим звеном был мотовоз с одним пассажирским вагоном, на котором привозили почту, продукты, приезжало начальство, а семейные раз в неделю выезжали навещать своих домочадцев на съемных квартирах в Плесецке…».
15 мая 1957 года на объект под кодовым шифром «Ангара» прибыла оперативная группа заказчика во главе с будущим первым начальником космодрома полковником Григорьевым М.Г. Было принято решение о форсировании темпов развертывания базы строительства.
Эшелоны с новыми частями и подразделениями шли без перерыва.Со всей страны прибывали полки, строительные бригады, мотоколонны. На долю первопроходцев выпадало самое сложное: полное отсутствие элементарного комфорта в условиях мороза, потом распутицы, болот и комаров. Тем не менее, все поставленные задачи выполнялись четко и без срывов по времени. Строились военные городки для прибывающих частей. Был заложен фундамент и разворачивался полный цикл строительства первого старта ракеты стратегического назначения. Неподалеку от озера Плесцы был построен штаб строительства из типовой сборно-щитовой казармы. Рядом стали появляться первые брусчатые двухэтажные домики – рождался город Мирный.
Сложная международная обстановка требовала решительных мер по ускорению ввода в строй боевых стартовых комплексов. К 40-летию Великой Октябрьской революции была поставлена задача – сконцентрировать на объекте «Ангара» основные людские и технические ресурсы для дальнейшей ровной и планомерной работы.
Из воспоминаний генерал-майора Плиско Василия Николаевича, За-служенного строителя РСФСР, почетного гражданина города Мирный, на-чальника строительного управления на космодроме с 1971 по 1983 год:
«Железнодорожный состав, доставивший меня на объект, прибыл на станцию Плесецкая глубокой ночью 6 ноября 1957 года и к утру оказался на одном из путей базы материально-технического снабжения на 34 км…
Проснувшись утром 7 ноября и посмотрев в окно вагона, я был немало удив-лен представившейся моим глазам картиной: так называемая база МТС представ-ляла собой расчищенную от кустарника и частично отсыпанную известняком грунтовую площадку, сплошь заваленную деревянными конструкциями сборно-щитовых казарм, кирпичом, щебнем и различным оборудованием. К площадке вела раскисшая от дождей и разбитая техникой грунтовая дорога. Мой взор привлек движущийся по этой дороге трактор, который вдруг «клюнул носом» и гусеницы его постепенно скрылись в глинистой жиже. Таково было мое первое впечатление от объекта, на котором мне суждено было трудиться долгие годы…
Предстояло в условиях строгой секретности, крайне сжатых сроков строительства, оторванности от индустриально развитых районов страны, бездорожья, в глухой, болотистой, труднопроходимой тайге при суровом северном климате выполнить громадные объемы работ: передислоцировать и обустроить необходимые людские и материальные ресурсы, технику, создать производственную базу строительства.
Для выполнения этих задач в течение 1957 года были перебазированы из разных военных округов страны десятки отдельных аэродромно-строительных полков, отдельных строительных, механизированных и автомобильных батальонов, тыловых частей, баз материального снабжения и др. В числе первых на объект прибыли ОАСП полковников Агеенкова И.М., Циргвава А.Ф., Колбасина Н.В., Майдана Н.С., Журина В.Т., Фридлянда А.В. и др.».
Задача по развертыванию ресурсов строительства будущего космодрома к 7 ноября 1957 года в целом была выполнена. Всего к концу 1957 года для строительства космодрома было сосредоточено около 11,5 тысяч военных строителей и монтажников. Только на создании стартовой позиции с пусковой установкой № 1 трудилось 4,5 тысячи человек!
Зиму в палатках уже никто не встречал. Люди перешли жить в сборно-щитовые казармы и брусчатые двухэтажки. Быт налаживался. Автодороги «одевались» в бетон. Заработал военторг. Офицерам разрешили привозить семьи. В будущем городе зазвенел детский смех его будущих жителей.
Время «строительного десанта» закончилось к октябрьским праздникам.
А впереди была неимоверно трудная, напряженная и очень интересная работа.
Виктор Сигалаев